Высокотехнологичную методику лечения церебральных аневризм вводят в широкую практику специалисты больницы Вересаева. Через небольшой прокол в бедре или запястье эндоваскулярные хирурги подводят к дефекту артерии головного мозга специальные эмболы. Они заполняют патологический участок и выключают его из кровотока. От хирурга такая операция требует ювелирной точности выполнения процедуры. Пациента же данный метод спасает от жизнеугрожающих осложнений и исключает операционную травму от объемного хирургического вмешательства в виде костно-пластической трепанации черепа, а значит, и непростой восстановительный период.
57-летняя москвичка Людмила – одна из первых пациенток, которой в клинике выполнили эндоваскулярное лечение церебральной аневризмы. В стационар женщину с признаками геморрагического инсульта доставили в экстренном порядке. Накануне утром она внезапно почувствовала себя плохо: высокий скачок артериального давления – до 240 на 120, резкая головная боль, головокружение и эпизод кратковременной потери сознания. КТ головного мозга и ангиографическое исследование показало – причиной кровоизлияния стал разрыв аневризмы, пациентку доставили в нейрореанимацию.
«Разорвавшаяся аневризма всегда требует экстренных мер – риск ее повторного разрыва в течение двух последующих недель крайне высока, а уровень смертности в первые тридцать дней после субарахноидального кровоизлияния достигает 80 процентов, – отмечает заведующий 57-й нейрохирургическим отделением больницы Вересаева Александр Завьялов. – Наша задача – вовремя диагностировать и выключить аневризму из кровотока. Основные методы здесь – это клипирование или эндоваскулярная окклюзия».
Дальнейшая тактика лечения пациентки была определена по итогам мультидисциплинарного медицинского консилиума. Для минимизации послеоперационных рисков и с учетом имеющейся клинической картины и локализации аневризмы специалисты приняли решение об эндоваскулярной эмболизации.
На сегодняшний день этот малоинвазивный метод является золотым стандартом лечения аневризм: согласно мировой статистике, сейчас около 40% разорвавшихся и около 70% неразорвавшихся ЦА лечатся эндоваскулярно. Через мини-доступ в бедре (или запястье) специалист под рентген-контролем с помощью микрокатетера «заходит» во внутреннюю сонную артерию интракраниально и непосредственно в полость аневризмы, куда заводятся эмболы (микроспирали, сфероэмболы). Они заполняют патологический участок, выключая его из кровотока.
«Специальные 3D-спирали подбирались под диаметр аневризмы. После закрытия она тромбируется, при этом кровоток по сосуду сохраняется», – рассказывает заведующий отделением рентгенохирургических методов диагностики и лечения Михаил Струценко.
Операция по эндоваскулярной «деактивации» аневризмы, о которой пациентке не напомнит ни один шрам, продолжалась менее часа, однако рентгенхирургам пришлось преодолеть в буквальном смысле извилистый путь длиною примерно в метр.
«Добраться до аневризмы оказалось сложно из-за особенностей анатомии – сосудистая извилистость, множество изгибов – управлять микрокатетером в таких условиях тяжело: тут нужны сноровка, четкость и, конечно, опыт, – комментирует ход операции Михаил Струценко. – С поставленной задачей нам удалось успешно справиться – операция прошла с хорошим эффектом».
Через два дня после операции пациентка была переведена из нейрореанимации в нейрохирургическое отделение. И через неделю в стабильном состоянии без неврологического дефицита была выписана домой с рекомендациями по реабилитации и дальнейшему наблюдению.
«Проведение таких операций – это высокий класс мастерства, они считаются очень сложными и в нейрохирургической, и в эндоваскулярной практике», – подчеркнул завотделением нейрохирургии Александр Завьялов, добавив, что в настоящее время больница Вересаева обладает всем необходимым для того, чтоб проводить эндоваскулярное лечение аневризм как в плановом, так и в экстренном порядке.