От непроизвольного спазма лицевого нерва молодая женщина страдала в течение четырех лет. Клинические проявления патологии представляли собой постоянные подергивания правой стороны лица. Симптомы указывали на нейроваскулярный конфликт. Точку в диагнозе поставило МРТ-исследование: лицевой нерв обвивала и сдавливала задняя нижняя мозжечковая артерия, что и приводило к гемифациальному спазму. Поскольку консервативное лечение у невролога оставалось без эффекта, пациентку направили на консультацию к нейрохирургу.
«К тоническим спазмам привело длительное сдавление лицевого нерва задней нижней мозжечковой артерией. На начальных этапах патологию лечат консервативно, иногда для блокирования таких непроизвольных спазмов лицевой мускулатуры делают инъекции ботокса, – рассказывает заведующий нейрохирургическим отделением ГКБ им. В.В. Вересаева Александр Завьялов. – Однако такое лечение помогает далеко не всем и дает, как правило, временный эффект. Радикально проблему решает только хирургическое вмешательство».
По словам специалиста, в данном случае причиной развития заболевания стали врожденные анатомические особенности пациентки – размеры сосудов, их структура, расположение.
После расширенного дообследования и консультации нейрохирурга пациентке было решено провести операцию по микроваскулярной декомпрессии. Задача вмешательства – разграничить нерв и сдавливающий его сосуд и установить между ними специальную тефлоновую прокладку для исключения компрессии нерва.
«Для точной визуализации в ходе вмешательства использовалась система интраоперационной нейронавигации, а безопасность вмешательства обеспечил нейрофизиологический мониторинг, – рассказывает специалист. – Для доступа к лицевому нерву был сделан мини-инвазивный разрез в заушной области. С помощью микроскопа мы визуализировали лицевой нерв и нижнюю мозжечковой артерию, которую огибала его и оказывала выраженную компрессию. Освободили артерию от спаечного процесса и отделили ее от нерва тефлоновой прокладкой».
Операция прошла по плану. Эффект пациентка почувствовала сразу после вмешательства – спазмы, от которых 38-летняя москвичка мучилась долгие годы, прошли. Спустя 4 дня ее выписали из клиники