Пациентка 82 лет поступила во флагманский центр ГКБ им. В.В. Вересаева с высоким давлением, одышкой и головокружением. Острое состояние (гипертонический криз) купировали, но с учетом сопутствующих патологий – объемного многоузлового зоба и сахарного диабета – женщину госпитализировали в эндокринологическое отделение. Пациентке требовалось особое внимание специалистов, в том числе хирургов: шея была сильно деформирована из-за в разы увеличенной щитовидной железы (каждая доля органа – размером с крупное яблоко). В обозримом будущем образование угрожало жизни женщины: уже на момент госпитализации она испытывала опасные симптомы – не могла полноценно дышать, нормально есть, прогрессировала осиплость голоса.
«Пациентка поступила с очень серьезной патологией, которая в буквальном смысле «бросалась в глаза», – комментирует заведующая эндокринологическим отделением, врач-эндокринолог Альбина Караева. – Но, конечно, проблема лежала не в плоскости эстетики, а в тех рисках для жизни, которые представляла гигантская щитовидная железа, сдавливавшая другие органы и за счет гиперфункции, вызывающей тиреотоксикоз».
Более 30 лет – именно столько с момента постановки диагноза – образование продолжало расти. На момент госпитализации у пациентки были все показания к тотальной тиреоидэктомии – удалению щитовидной железы, но в этой необходимости врачам еще требовалось ее убедить.
«Моя история продолжается много лет, врачи предлагали операцию неоднократно и еще в девяностые, но каждый раз я по разным причинам, в том числе из-за страха осложнений, от нее отказывалась, – рассказывает пациентка Татьяна Дмитриевна. – В конце концов один специалист сказал, что можно обойтись и без вмешательства, чем я утешилась и ушла».
По словам эндокринолога, самый большой риск для пациентов с таким большим зобом – сдавление жизненно важных органов – пищевода и трахеи. Иногда больные с такой патологией погибают во сне или во время приема пищи, поскольку увеличенная железа блокирует дыхательные пути.
«Благодаря тому, что зоб пациентки располагался не за грудиной, а так часто бывает, а «рос наружу», – она не испытывала столь выраженного дискомфорта долгие годы. Но мы выполнили ей ларингоскопию, рентгеноскопию с барием– исследования подтвердили, что трахея смещена. Вместе с такими симптомами как рецидивирующий тиреотоксикоз и гигантские размеры зоба мы получили абсолютно четкие показания к операции», – добавляет врач.
Врачам удалось убедить женщину в необходимости операции. Объяснив все риски предстоящего вмешательства, а среди наиболее серьезных – возможная потеря голоса, специалисты заверили женщину в благополучном исходе. Уверенности в том, что все пройдет хорошо, по словам Татьяны Дмитриевны, ей придал и опыт соседки по палате, которая годом ранее благополучно перенесла такое же вмешательство.
Операцию проводил заведующий операционным блоком флагманского центра, врач-хирург Сергей Бильченко. С учетом большого объема щитовидной железы вмешательство было сопряжено с техническими сложностями.
«Сложности были связаны с имеющейся деформацией трахеи и плотным сращением с ней щитовидной железы, – комментирует ход операции хирург. – Кроме того, имелась угроза повреждения возвратного нерва, проходящего между трахеей и щитовидной железой к голосовым связкам. При его повреждении человек может лишиться голоса. Угроза кровотечения – еще один высокий риск – поскольку щитовидная железа – самый кровоснабжаемый в организме человека орган».
Вмешательство было проведено успешно. Операцию пациентка перенесла хорошо и уже в послеоперационном периоде отметила, что ей стало легче дышать и говорить. Уже спустя двое суток она была выписана из стационара с подробными рекомендациями, в том числе от эндокринологов, назначивших гормон-заместительную терапию.