В больницу Вересаева 50-летнего мужчину привели сильные головные боли, нарушения чувствительности ноги и скачок давления – от очень высокого – под 200 – до очень низкого – 80. Уже в приемном отделении у пациента фактически отнялась нога, к делу подключились неврологи, позднее сосудистые хирурги, которые и диагностировали отсутствие пульсации на одной из конечностей.
Дополнительные исследования, в частности, компьютерная томография с контрастом позволили оперативно установить причину ишемии: главный кровеносный сосуд организма – аорта – расслоилась фактически на всем своем протяжении – от сердца до ног. Жизнь мужчины висела на волоске: в ближайшие часы или сутки расслаивающаяся аорта неизбежно разрывается, а летальность в результате такого состояния в течение 24 часов составляет до 75%.
«Из-за расслоения были скомпрометированы сосуды, отвечающие за питание головного мозга, внутренних органов, нижних конечностей. Действовать требовалось срочно, объем вмешательства был очень серьезным, – рассказывает заведующий кардиохирургическим отделением больницы Вересаева Василий Терещенко. – Сложнейшая операция завершилась успешно, хотя прошла на грани: разрыв аорты случился уже «на столе», нам в буквальном смысле пришлось придерживать прореху в аорте рукой и параллельно подключать оборудование, обеспечивающее резервное кровоснабжение оторванных от кровотока зон».
По словам супруги пациента, в течение двух дней мужчина пережидал мучительные головные боли дома, пытаясь справиться с повышенным давлением таблетками. Но в какой-то момент давление неожиданно начало падать, к этому добавился выраженный болевой синдром в ноге, женщина вызвала скорую.
«Муж никогда не лежал в больницах, жил, как и многие, в режиме «постоянно что-то болит и беспокоит, само пройдет» и пренебрегал рекомендациями врачей относительно приема лекарств от давления, но в этот раз мне было понятно – само не пройдет», – рассказала женщина.
«Само пройдет» пациента на языке хирургов вылилось в протезирование восходящего отдела аорты, реконструкцию клапана корня аорты, реконструкцию дуги аорты с частичным замещением. Важная особенность операции – необходимость «адаптивной перфузии» – защиты каждой «вовлеченной» в расслоение зоны от ишемии с помощью искусственного кровообращения.
«Кровоснабжение пострадавших из-за расслоения аорты участков обеспечивалось с помощью установки специальных канюль – катетеров, которые в условиях искусственного кровообращения доносили до целевых зон кровь, которая не могла поступать туда естественным путем», – комментирует Василий Терещенко.
Реальные масштабы сосудистой катастрофы «открывались» кардиохирургам и сосудистым хирургам на каждом шаге этой сложной многочасовой операции. Лампасные разрывы интимы аорты, тотальная недостаточность аортального клапана, нарастающая тампонада сердца, продолжающееся расслоение аорты – все это требовало молниеносных решений без права на ошибку.
«Остановив сердце, мы смогли все внимательно рассмотреть. Вся интима – внутренний слой сосуда – восходящего отдела аорты была разорвана, количество фенестраций – разрывов было невозможно сосчитать, – комментирует кардиохирург. – Больше всего пострадал вовлеченный в расслоение аортальный клапан, который удалось сохранить без замены на протез. Реконструктивно-пластическое вмешательство позволило восстановить функциональность родного клапана».
За семь часов, проведенных специалистами у операционного стола, сосудистую катастрофу удалось «обернуть вспять» и минимизировать объем негативных последствий для организма. «Запустив кровоток в истинный просвет, мы убрали ложный», – заключил Василий Терещенко.
Результат работы специалистов закрепили сосудистые хирурги. «Наши коллеги, в частности сердечно-сосудистый хирург Евгений Маточкин приняли все необходимые меры для сохранения нижних конечностей пациента, которые успели пострадать», – отметил врач.
Уже перед выпиской из стационара, где мужчина провел порядка двух недель, он начал реабилитацию – в том числе начал ходить, что особенно важно в виду того, что в его случае именно нижние конечности первыми приняли удар возникшей на фоне серьезнейшей патологии ишемии.
«Василий Иванович Терещенко спас не только моего мужа, но и меня и наших детей, честь ему и хвала! Мы с дочками благодарим его за спасение нашей опоры и нашего кормильца. Муж обещал впредь следовать всем рекомендациям врачей, вовремя принимать лекарства и не пренебрегать возможностью обратиться к медикам при возникновении каких-либо вопросов по здоровью», – отметила супруга спасенного мужчины.
Спустя почти плогода после операции мужчина чувствует себя хорошо, весной его ждет плановая консультация в медучреждении.
Специалисты отмечают: у пациентов с расслоением аорты клиника может быть непредсказуемой: от преходящего выпадения полей зрения (когда расслаивающийся сосуд отвечает за кровоснабжение мозга и при определенных моментах перекрывается) до остеохондроза с характерными болями в спине и нижних конечностях. Поэтому с любыми подобными жалобами следует как можно скорее обратиться к врачу, чтобы избежать точки невозврата, когда спасти жизнь человеку не сможет даже самая опытная команда врачей.