Московская медицина
For foreign patients  Для слабовидящих  Диспансеризация
Контакт-центр
+7 (499) 450-55-81
Врачи больницы Вересаева предотвратили глубокую инвалидизацию пациента с инсультом после сна
  • 1 апреля, 2021

    52-летний пациент был доставлен в больницу Вересаева по скорой помощи с подозрением на инсульт. У него наблюдались речевые нарушения –мужчина частично понимал речь, но совершенно ничего не мог произнести, также у него отмечалась полная потеря движений в правых конечностях.

    Выяснилось, что неврологическая симптоматика обнаружилась утром в момент пробуждения. Накануне вечером мужчина пошел спать полностью здоровым. Установить, когда произошла сосудистая катастрофа, было невозможно. Для выбора тактики лечения врачам важно знать, сколько времени прошло с начала заболевания. Есть так называемые золотые часы, примерно 6 часов, когда в головном мозге еще не сформировался некротический очаг и последствия инсульта можно успеть минимизировать. Позднее этого времени восстановление кровотока в поврежденных сосудах может только усугубить ситуацию, вызвав кровоизлияние.

    «У пациента определялась симптоматика в 15 баллов по шкале оценки тяжести инсульта, — рассказывает заведующая неврологическим отделением для больных с острым нарушением мозгового кровообращения больницы Вересаева Джавгарат Муртазалиева. – Это означало наличие у него тяжелого инвалидизирующего дефекта, который мог быть свидетельством окклюзии («закупорки») крупного мозгового сосуда».

    Проведенная КТ головного мозга не показала ранних признаков поражения мозговых структур, что давало надежду на малый срок от начала инсульта.

    Было принято решение о проведении ангиографии, на которой был выявлен тромб, который препятствовал нормальному кровоснабжению. Однако, одного КТ-исследования недостаточно, чтобы знать, сколько времени от начала катастрофы прошло. Следующим этапом исследования стало проведение МРТ головного мозга в «коротком протоколе».

    «С учетом наличия типичной для инсульта клинической картины и результатов КТ-исследования необходимости в стандартном протоколе МРТ не было. Такой протокол занял бы по времени порядка получаса. В условиях, когда на счету каждая минута, для определения сроков начала острого нарушения мозгового кровообращения достаточно двух режимов DWI и FLAIR, – поясняет заведующий отделением лучевой диагностики Иван Осипов. – DWI позволяет выявить признаки инсульта в самые ранние сроки, тогда как в режиме FLAIR изменения появляются после 6 часов от начала ишемии. Такой протокол мы называем «коротким» поскольку его выполнение занимает не более 5 минут».

    В подобном случае специалисты больницы Вересаева применили такую методику впервые. И она дала отличные результаты. DWI – режим показал наличие ишемии, а FLAIR не выявил нарушений в мозговых структурах. Значит, с момента изменений у мужчины прошло не более 6-ти часов.

    Необходимые обследования благодаря слаженной работе всех структур больницы специалисты провели в минимальные сроки и уже через 95 минут от момента въезда машины скорой помощи, больной был подан в рентгенохирургическую операционную и ему выполнили малотравматичную операцию по извлечению тромба.

    «Ежегодно мы проводим в клинике около сотни тромбэкстракций – высокотехнологичных малоинвазивных операций по извлечению тромба из пораженных артерий головного мозга, – рассказывает заведующий отделением рентгенохирургических методов диагностики и лечения больницы Вересаева Михаил Струценко. – Аспирация тромба производится специальным микрокатетером или стент-ретривером. Весь тромботический сгусток извлекается, что позволяет полностью восстановить кровоток. Операция, проведенная нашему пациенту, продлилась 15 минут. За один подход тромбаспирации задача была решена. Эффект вмешательства мы смогли оценить уже на операционном столе – речевые нарушения и парез регрессировали», – добавил рентгенохирург.

    Уже на следующие сутки пациента перевели из нейрореанимации в отделение неврологии для пациентов с ОНМК, прошел курс лечения и ранней реабилитации. В удовлетворительном состоянии был выписан домой.